В 2010 году вся страна широко отметила 1000-летие Ярославля.
В наши дни Ярославль является одним из ведущих звеньев "Золотого Кольца" – всемирно известного туристического маршрута России. Город 2010 – это музей под открытым небом, в котором находятся около 800 охраняемых государством памятников архитектуры.
Ярославль – первооткрыватель русского театра, родина многих изобретений, воспитатель талантливых ученых и деятелей культуры.
Динамика и легкость статичных сооружений
Относящийся к XVII-XVIII векам ансамбль Николо-Мокринского церковного прихода олицетворяет собой верх грандиозности, стойкости, красоты и стремлению к Богу. При этом то стремление к божественному создают не сами прихожане, а именно динамика композиции храмов и видимая однородность всех построек.
![]() | ![]() |
Само по себе расположение ансамбля – уже сенсация. Самый центр города Ярославля, территория бывшей Спасской слободы и место, где на каждом шагу подстерегают овраги, заливные луга реки Которосли. По праву эта земля может называться мокрой. В настоящее время все овраги давно засыпаны и не представляют никакой опасности для верующих.
Местность ансамбля Николо-Мокринского церковного прихода живописна. Основными элементами его являются церковь Николы Мокрого и церковь Тихвинской Божьей Матери. Обе построенные в XVII веке: первая в 1672 году и вторая, теплая церковь, в 1686.
![]() |
Каменные и кирпичные постройки обычно характеризуются статичностью и грузностью конструкций. Но в церквях ансамбля Николо-Мокринского церковного прихода все не так. Наполонившие постройки вертикали создают ритмичность и стремление к небу. Различные размеры декоративных элементов чередуются, выгоняя статичность окончательно. А золоченые кресты, взмывающие в высь, придают ансамблю Николо-Мокринского церковного прихода легкость, божественность, мирскую радость.
Стилистическую однородность ансамблю Николо-Мокринского церковного прихода создают притворы храмов, располагающиеся в один ряд с кирпичной оградой. Когда конструкции находятся в таком упорядоченном построении, создается ощущение единства. И действительно, все постройки ансамбля едины в своем стремлении к динамичности.
![]() | ![]() |
Но на этом мастера не остановились. Централизованность и скрытость этой совокупности должен был подчеркивать барьер в виде ограды. Не только единство всех построек выделяло это дополнение. Вертикали теперь еще больше будоражили воображение, контрастировали и переглядывались между собой. К сожалению, ограда не дожила до наших дней. В XX веке ее разобрали, и теперь можно наблюдать лишь ее оставшиеся части, сохранившиеся лишь на западе территории ансамбля Николо-Мокринского церковного прихода.